17:20 

финское образование

Ночной Сов
Пернатый огурец
Каждый вечер я либо проверяю задачки по физики, либо изучаю алгебру, либо геометрию.
А иногда - историю России в вольном переводе с учебника.
Ланка - специалист по бабочкам - козявочкам. Биология на сон грядущий это святое. Ну и , конечно английский - ее будущая профессия. Ланкины знания в заморском языке очень помогают Масе держать свои достижения на хорошем уровне.
И не от хорошей жизни мы все это делаем. Если почитать учебники, можно в некоторых местах подхватить икотку или нервный тик. Они написаны специальным противным языком для того, чтобы как можно меньше детей поняли, что там написано. А, возможно, они специально приучают детей к канцеляриту, чтобы они сами становясь взрослыми, могли на нем писать.
Чудо, если учитель оказывается прекрасным переводчиком с мерзкого непонятного языка. А если нет?

Кто-то может возразить мне и рассказать о том, как их ребенок радостно бежит в школу в 7 классе, получает сплошь пятерки и все понимает без родителей. Этим товарищам, я могу сказать, что наверное им повезло, и попрошу со мной в дискуссию не вступать, потому, как лично я все равно считаю, что наша система образования - хромой кролик, прыгающий в неизвестное зазеркалье и утаскивающий за собой потерянное поколение.

Остальным же гражданам хочу предложить очень интересную статейку про финское образование.
Она очень длинная, но лично для меня имела прекрасный психотерапевтический эффект.


Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.
В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:
1. Равенство
Школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Учеников.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.
Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

Учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).


2. Бесплатность
Кроме самого обучения бесплатны:

обеды;экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.


3. Индивидуальность
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:


1. Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

2. Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.


4. Практичность
Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие
Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?
Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.
Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».

Чему учимся?
1–2 класс:


Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».


Кому нужны оценки?
В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни
Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Источник: terve.su

@темы: Не мое

URL
Комментарии
2015-01-23 в 17:43 

rob_stansfield.dso
mike echo oscar whiskey
прекрасный психотерапевтический эффект.

прочитал, подтверждаю. здорово у них там.

2015-01-23 в 18:01 

~Вольфик~
Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой. - А жизнь - это серьёзно? - О да, жизнь - это серьёзно! Но не очень…
Кто-то может возразить мне и рассказать о том, как их ребенок радостно бежит в школу в 7 классе, получает сплошь пятерки и все понимает без родителей

Эти родители остались в далеком прошлом, когда система образования была другой.
Сейчас я много общаюсь с товарищами по несчастью, родителями школьников.
И ни одного такого чуда чудного пока не встретилось.

2015-01-23 в 18:06 

Ночной Сов
Пернатый огурец
rob_stansfield.dso, :)

Чажка, Я учусь вместе с девушкой, которая утверждает, что ее 14 летняя дочь полностью автономна и так было всегда. что я слишком опекаю свою дочь и это вредно, так как она должна получать оценки за свои ошибки и решать и понимать все сама. Я не спорю с ней - мы не придем к консенсусу, но лично я очень жалею, что мой папа со мной не занимался и ничего мне не объяснял, мой путь был бы не таким трудным.

URL
2015-01-23 в 18:30 

~Вольфик~
Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой. - А жизнь - это серьёзно? - О да, жизнь - это серьёзно! Но не очень…
Ночной Сов, Я учусь вместе с девушкой, которая утверждает, что ее 14 летняя дочь полностью автономна и так было всегда.

Ну надо же))) Никогда такого чуда не встречала)))))

2015-01-23 в 18:42 

Trelija
Кто не любит ковыряться в носу, у того просто пальцы толстые.
Я тоже была автономной и мне вообще никогда не помогали и даже не вникали. У дочерей в классе тоже такие есть. Я своим помогаю когда просят. Получают и двойки и тройки, ходят исправляют потом. В годовой главное что 4/5.

2015-01-23 в 18:58 

Ночной Сов
Пернатый огурец
Trelija, В нашей школе 4-5 в годовой не будет если были в течении года 2-3. Такова политика партии.

URL
2015-01-23 в 19:53 

Trelija
Кто не любит ковыряться в носу, у того просто пальцы толстые.
Ночной Сов, ой, а как это, если средняя оценка хорошая? Ну у меня вот одна дочь любит за одну четверть много трояков нахватать, а потом исправляется и в остольных четвертях и годовой - нормально.

2015-01-23 в 20:00 

Ночной Сов
Пернатый огурец
Trelija, Ну, потому, что есть такие контрольные которые "нельзя" исправить. Сложно сказать почему так, возможно вам повезло со школой

URL
2015-01-23 в 20:10 

Trelija
Кто не любит ковыряться в носу, у того просто пальцы толстые.
Ночной Сов, ну итоговые у них тоже исправлять нельзя. Некоторые учителя тройки не исправляют, другие за домашние не исправляют. Но дочки это знают и там готовятся и выкладываются. У нас тут случай был, что за контрольную у всего класса были двойки и только у двоих-тройки. А в их классе учатся дочери зауча. Ну и учитель нагоняй нехилый получила. Типо это она плохой учитель, не смогла объяснить, подготовить и тд. Так что весь класс готовили повторно и переписывали)

2015-01-23 в 20:33 

red.rat
животный грызун маус
Ночной Сов, хорошая система, и правда. Во всяком случае, вероятность того, что повзрослев эти дети не будут радоваться каждую осень, что школа наконец закончилась и больше в нее никогда не надо куда выше, чем у выходцев из бывшего СССР в возрасте младше тридцати.

2015-01-23 в 22:22 

owlives
Do your research, Anderson.
red.rat, да и старше 30 тоже :))

2015-01-23 в 22:26 

Av@rya
Я, честно говоря, даже не знаю, в какой день какие у ребенка уроки. Ей же надо учиться и получать хорошие оценки, если хочет в будущем учиться дальше. А если не хочет, так может и сейчас получать плохие оценки, они же все равно ни на что не повлияют. Если уж что-то будет пытаться понять усиленно, но не сможет, то я помогу, но пока не обращалась, так что и не знаю, сама все понимает либо даже и не пытается.

2015-01-23 в 22:29 

red.rat
животный грызун маус
owlives, охотно верю))

2015-01-23 в 22:56 

*romantic dreamer*
предупре- дительный выстрел в голову
Ночной Сов, Как же мне все это нравится!

2015-01-23 в 22:57 

Ночной Сов
Пернатый огурец
Av@rya, а в каком она классе?

URL
2015-01-23 в 23:11 

Av@rya
Ночной Сов, сейчас уже в 9-м.
Я думаю, основой для моего поведения с ней по линии учебы стало то, что меня все школьные годы жутко дрючили за четверки, хотя уроки со мной никто не делал. И я, помня себя, решила, что мой ребенок должен сам решать, чего он хочет и отвечать за свои решения.

2015-01-29 в 09:40 

Socratus
Я в наркотиках не нуждаюсь, я и так вижу мир живописным, у меня и справка есть (с)
Есть такие дети, которые все делают сами и хорошо учатся. У меня племяшка такая.
Ну и со мной никто не занимался, школьная программа мне всегда была по силам. И не только мне, а 70% учеников в моем классе. Правда, говорят, что сейчас она (программа) сложнее.

Насчет финской программы обучения при всей её, описанной здесь, заманчивости (потому что статья с явным оценочным оттенком) у меня есть определённые сомнения. Программа у них явно шаляй-валяй, рассчитанная скорее на слабых детей. Возможно, для более способных и есть программы повышенной сложности, но вряд ли их кто-то дает без особого желания или просьбы учеников. А у учеников сознательность в таком возрасте ещё слабая и больше, чем другие, им делать не хочется. Есть опасность похерить потенциал будущих математиков. Они ещё, оказываются, решают, надо ли разделять алгебру с геометрией.

Хотя, наша система образования - хромой кролик, прыгающий в неизвестное зазеркалье и утаскивающий за собой потерянное поколение. - это ты верно сказал. И я сам до сих пор каждую осень радуюсь, что мне не надо идти в школу ;)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Истина всегда ошивается где-то поблизости.

главная