Мозг человека является пока самой неизученной частью тела. О его функции мы можем узнавать из многочисленных тестов, но есть специфические расстройства, которые очень красноречиво демонстрируют механизмы функционирования мозга.
АхроматопсияЧаще всего проблемы с восприятием цвета — такие как дальтонизм — связаны с глазами, а не с головой. Но при ахроматопсии информация о цвете поступает в мозг, но на ранних этапах обработки теряется — из-за травмы или врожденного дефекта. Характерная особенность этого расстройства состоит в том, что, в отличие от дальтонизма, серой может оказаться лишь часть картинки. Это говорит о том, что «сломаться» могут клетки, обрабатывающие информацию о цвете только на определенном куске зрительного поля.

много букв и примеров
Акинетопсия
Вместо плавных движений человек, страдающий этим расстройством, видит как бы раскадровку, как в свете стробоскопа. То, что ахроматопсия и акинетопсия никак не связаны, показывает, что информация о разных свойствах картинки обрабатывается в разных участках мозг.
Зрительная агнозия
Люди со зрительной агнозией не узнают предметы, например, могут принять кодовый замок за телефон: сверху загнутая ручка, посередине круг с цифрами. По тому, как человек, страдающий этим расстройством, пытается угадать, что он видит, становится понятно, что мы храним информацию о предмете не в виде цельной картинки-шаблона, а помним, какие у него есть части и как они расположены друг относительно друга. Это, к примеру, позволяет нам узнавать предметы с разных сторон.
Прозопагнозия
Страдающие прозопагнозией — расстройством восприятия лиц — не узнают родственников, знакомых и даже себя в зеркале. Существование этого нарушения показывает, что информация о лицах хранится в памяти не так, как информация о предметах, не в деталях, но цельно. Очевидно, поэтому мы хуже узнаем их в перевернутом виде и по частям.
Синдром игнорирования
Люди с этим синдромом игнорируют половину зрительного поля. Перерисовывая по заданию картинку, к примеру, дома, такие больные изображают лишь его левую сторону. Исследования показывают, что картинка полностью доходит в мозг, обрабатывается, но потом на каком-то этапе часть ее как бы отбрасывается — люди ведут себя так, как будто она для них не существует.

Аномия
Все знают, что можно забыть слово, а потом вспомнить, с наступлением старости люди забывают все больше и вспоминают все хуже. Но бывают и куда более удивительные случаи — например, аномия, когда человек помнит глаголы и прилагательные, но забывает все существительные. Этот дефект иллюстрирует тот факт, что разные части речи хранятся в памяти «по отдельности».
Афазии Брока и Вернике
Афатики Вернике — как генераторы текстов: могут говорить долго и красиво, но совершенно бессмысленно.
Например, картинку с изображением двух мальчиков, ворующих печенье за спиной у женщины, больной описывает так: «Матери здесь нет, она делает свою работу, чтобы получить ее лучше, но когда она смотрит, два мальчика смотрят в другое место. И она работает в другой раз»;
Афатики Брока говорят телеграфным стилем: без придаточных, артиклей, модальных глаголов. Эти афазии указывают на разделение грамматики и словаря у нас в мозгу
Пример. Фраза "Мой старший сын - студент института" произносится больным следующим образом: "Сын., мой... мон... теперь... видите ли... ей... ей... как это., сын... старосторен... ста... стуженит...". Больные с этой формой афазии могут произносить отдельные звуки (иногда слова или целые короткие предложения, в зависимости от степени тяжести афазии), но все трудности начинаются, как только нужно перейти к произнесению серии звуков (слов, предложений)
Нарушения памяти
В старости такие нарушения в мягкой форме проявляются у многих: человек помнит свои молодые годы, но не помнит, куда дел очки. Самая трагическая история о нарушениях памяти такова: пациенту, известному под инициалами H.M., удалили гиппокамп в надежде вылечить его от эпилепсии. После этого человек не мог запомнить ничего, даже смерть собственной матери, и, узнавая об этом снова и снова, горевал как в первый раз.
Имитативное и утилизационное поведение
За планирование целенаправленных действий отвечают лобные доли. В случае связанных с ними тяжелых травм возникают расстройства, которые в свое время описал парижский невропатолог Жан Лермитт. В случае имитативного расстройства человек имеет тенденцию повторять то, что делают другие. Лермитт посреди разговора со своими пациентами делал самые неожиданные вещи: начинал молиться, прерывал разговор, чтобы понюхать цветы, грозил пальцем — больные все это автоматически повторяли. В случае утилизационного расстройства человек, скажем, увидев очки, немедленно надевает их, неважно, нужны они ему или нет — просто потому что именно это обычно делают с очками. Лермитт подсовывал своим больным по пять пар очков, и они надевали их все. Или же клал на столик при входе картину, молоток и гвозди. Увидев их, приходящие пациенты вешали картину на стену.
Изменения личности
То, что личность может непоправимо измениться при повреждениях мозга, показала история Финеаса Гейджа. Американец Гейдж был инженером и строил железные дороги в горах, взрывая породу. Очередной взрыв пошел не по плану, и Гейджу насквозь пробило голову стальным прутом, были повреждены лобные доли. К всеобщему изумлению, Гейдж выжил и остался дееспособным, однако из доброго, трудолюбивого и скромного человека он превратился в несдержанного и непредсказуемого грубияна.
Афатики Вернике — как генераторы текстов: могут говорить долго и красиво, но совершенно бессмысленно.
надо бы запомнить...
Имитативное и утилизационное поведение. С таким расстройством мне пришлось как-то раз столкнуться, точнее с человеком с этим недугом. При том человеку было около 70 лет, помимо этого он не помнил ничего из того,что делал. Во многом это,конечно,возраст, но и смерть сыновей в автоаварии тоже свой удар по психике нанесла.
[vedeneya], да на таких пациентов очень тяжело смотреть, хотя знаешь причину, а иногда очень смешно бывает.
вставить, но не получилось, пришлось
искать варианты описательные. Но на
слух это всегда интереснее." Я когда с компа сидеть буду,постараюсь кинуть тебе ссылку на записи. есть они у меня. Но не ранее, чем через неделю,если,конечно,надо.