читать дальше
От производителя
Вниманию читателей предлагается книга выдающегося французского философа, этнографа и психолога Люсьена Леви-Брюля, посвященная проблемам природы человеческого мышления, культурной обусловленности его развития. В книге содержится материал, касающийся примитивных представлений первобытных людей о сверхъестественном: описываются и анализируются магические процедуры, церемонии и пляски, очистительные и искупительные обряды; культ предков, обращение с покойниками, главные аспекты колдовства как вмешательства невидимых сил, мистические свойства крови и др. На основе этого материала автор развивает оригинальную концепцию первобытного мышления, ставшую ценным вкладом в становление научного представления о природе мышления и сознания.
Книга рекомендуется этнографам, психологам, культурологам, философам, историкам, всем заинтересованным читателям.
Эта книга известного французского философа, этнографа и психолога, посвящена исследованию того, что мы называем первобытным мышлением.
Автор показывает нам разницу между самим процессом мышления, проходящим у первобытных людей и тех, современников, кто живет в нашей цивилизации. Тем более, что раньше считалось, что мышление людей, живущих в племенах можно сравнить с мышлением ребенка, но, очевидно, что это не так.
Автор на основе многочисленных отчетов, сделанных в различных экспедициях миссионерами, учеными и этнографами, показывает нам и пытается объяснить логику мышления человека первобытного племени.
На ряду с очевидной логикой и прекрасными навыками практической жизни и во взаимодействиях, люди этих племен показывают непонимание при попытки объяснить какие - то явления очевидными причинами.
«Там, где мы ищем вторичные причины, пытаемся найти устойчивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может одновременно пребывать в двух или нескольких местах. Оно подчинено закону партиципации (сопричастности), оно в этих случаях обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум. Вот почему позволительно называть это мышление, при сравнении с нашим, пра-логическим».
До этого момента я никогда не читал подобные труды и не вдумывался в глубокий смысл подобных открытий. Для меня самое интересное было обнаружить, что подобное мышление никуда не исчезло с прогрессом, оно существует и сейчас в достаточно развернутом виде, а в некоторых социальных группах и превалирует.
Хотя я не со всеми выводами автора согласен, могу сказать, что книга получилось интересная, но все же это не научпоп в прямом смысле, и воспринять ее рядовому читателю будет иногда затруднительно.
Надо отметить, что издана книга все же безобразно, качество бумаги я не беру в расчет ( я умею читать и серые листы дешевых изданий), но отпечаток наборного текста и корявые полосы возле каждой буквы, весьма усложняли мне чтение.
В самом тексте очень много повторов, рассматривания некоторых явлений по несколько раз. Это очень уменьшало удовольствие от чтения книги и раздражало.
После прочтения этой книги у меня возникло много идей и вопросов.
Я лично почерпнул из книги очень много информации о быте, обрядах и верованиях первобытных людей, и без труда находил примеры подобных атавизмов в современном мире.
Однако многое для меня осталось под сомнением, возможно еще потому, что сама книга писалась в начале 20 века, когда еще никто не знал про зеркальные нейроны и другие современные открытия.